Обворожительный, неторопливый и атмосферный фильм. Размеренный и спокойный, но плотный по содержанию, сложный в переплетении главной сюжетной линии с метафорами и сюрреалистическими образами, которые усиливают тонкие оттенки скрываемого смысла. Невозможно с первого раза сказать о чем это кино. Довольно много символических измерений ловко вплетены в сюжет. Такое возможно только в одном случае - если у всего происходящего есть нечто общее. И в фильме это не главная героиня, как кажется на первый взгляд, а вопрос который она задает. «Что такое антропология?». Или, грубо говоря «что такое человек».
Итак, режиссер показывает две основные судьбы: брата и сестры - Партенопы и Раймондо. Я обозначила их как два противоположных вектора: к жизни и к смерти. Партенопа рождена в море. Ее жизненный путь направлен из морской стихии в будущее (Неаполь) и символизирован подарком - золотой каретой, в которой она как королева начинает путешествие в будущее. Единственное что омрачает праздник жизни - это вопрос Партенопы на грани отчаяния - что такое жизнь и она в ней? В то же время, брат Раймондо омрачен тем, что Партенопа, в которую он безнадежно влюблен, совершенно свободна в своей печали. Печаль эта сопряжена с невыносимой для него раскрепощенностью, справится с которой он не в состоянии. Его вопрос - кто для него Партенопа? В конце концов, Раймондо совершает самоубийство, отправившись обратно в море, двигаясь в противоположном от Партенопы направлении: из жизни в морские глубины. В это время, впервые появляется карета Раймондо - на собственной похоронной церемонии, и символизирует последний путь. Похороны брата совпадают с возвращением в город эпидемии холеры, признаки которой обнаружились сразу после его смерти. Вернувшись в море брат запустил патологический процесс. В водной стихии рождаются, но не умирают. Появление холеры, также символизирует чувство вины возникшее как реакция на самоубийство Раймондо. Вина словно эпидемия заражает его близких, превращая в живых мертвецов.
О холере, Партенопа впервые упоминает на пикнике с демонстративно состоятельным ухажером, незадолго до смерти брата. Она отказывается от мидий, которые предлагает отведать богач и сообщает, что они стали когда-то причиной распространения холеры в Неаполе. Но отказывается она не только ужинать. Она отказывает мужчине во всем, не боясь показаться невежливой. Понимает, что эта связь противоречит ей, не содержит тайны, отвратительно банальна и заразительно опасна, если последовать в этом направлении.
Партенопа всегда выходит ИЗ моря, откликаясь на зов, источник которого - будоражащая неизвестность. Ею движет вопрос, которым, в том числе, является она сама, и ответить на него она не спешит. И если Партенопа заранее знает к чему ведет событийность и чем закончится, то исчезает. Вопрос формирует ее судьбу и трансформирует отчаяние, затмевающее радость жизни. Брат Раймондо, в свою очередь, словно получает ответ на свой вопрос, но не в силах с ним справиться. Пребывая в полной безысходности он меняет траекторию жизненного пути на противоположную - в морскую воду, результатом чего становится смерть, вина и холера. Что же он понял? На это указывают два момента. В одном из диалогов, Партенопа озвучивает причину самоубийства брата как то, что «он перепутал несущественное с наиважнейшим», продолжая свою мысль о молодой любви, которая ничего не стоит.
Похоже, Партенопа считает что Раймондо был в плену своих иллюзий. Далее, в одном из сюжетов, католический священник, о котором отзываются как о дьяволе говорит, что «те, кто знает неизъяснимое умирают молодыми и одинокими», здесь режиссер указывает на Раймондо, вводя версию о том, что он понял что-то действительно важное, подразумевая некую истину. Партенопа говорит о тотальной иллюзии; священник о тотальной правде или истине. Истина, которую ищет Партенопа, возможно стала доступна брату слишком рано, оказавшись для него смертоносной. А возможно тотальная иллюзия, как непризнание уже проступившей истины его погубила. Что же стало причиной смерти Раймондо так и осталась неизвестным. Ответ на свой главный вопрос Партенопа получает спустя много лет, когда становится к этому готова. Знание того, что же она из себя представляет было с ней с самого рождения, нужно было просто это увидеть.