размышления
Битва клавиров
Органная музыка Баха - это нечто совершенно особенное. Мелодия исходящая из этого странного, похожего на предмет мебели или огромную шкатулку инструмента, воздействует на меня умиротворяющие. Звук глубокий, погружающий в плотную атмосферу прошлого, но не гнетущий, не мрачный. Он уверенно подхватывает, постепенно разбирает душу на мелкие частички и потом соединяет всё вместе, но уже по-своему. И в этом, новом, тщательно собранном состоянии чувствуется глубокое спокойствие. Живое. В этой безмятежно трепещущей живости ещё острее ощущается несуразность и кривизна, пребывавшие в душе до музыкальной переборки. Слушая Баха для органа, не происходит экзальтированных подъёмов в возвышенную сферу. Всё разворачивается в горизонтальной плоскости. В музыке старинного инструмента и благозвучной мелодии Баха, душа, как морская волна, растекается в разные стороны, сама из себя. И, возвращаясь, приносит с собой множество драгоценностей, принесённых со дна океана.

Другое дело — музыка Бетховена. На этом концерте произведения композиторов противопоставлены друг другу. Бах - про глубокую духовную сторону жизни через внутреннее созерцание, умиротворение и погружение. Бетховен - про пребывание в повседневности, суете, счастливымих и трагичных моментах и бешеной скоростью, с которой всё это проносится. Бах - органная музыка. Бетховен — фортепиано. В этих двух оппозициях нет противоречия. Они дополняют друг друга и выражают разные бытийные измерения, представляющие собой сложную человеческую душу.